Исторический фильм «Последняя дуэль» — последняя режиссерская работа Ридли Скотта. В статье мы обясним финал средневековой драмы и судьбу Маргариты.
«Последняя дуэль» основана на книге Эрика Ягера «Последняя дуэль: история испытаний в битве в средневековой Франции», которая, в свою очередь, основана на реальных событиях. Главные герои «Последней дуэли» действительно существовали, и многие события показанные в фильме, действительно имели место в истории. Скотт, Аффлек, Дэймон и Холофсенер позаботились о том, чтобы многие средневековые обычаи были точно отображены в фильме.
«Последняя дуэль» получила положительные отзывы благодаря своей заставляющей задуматься сюжетной линии, уникальной структуре и сильной игре, что, возможно, является возвращением к форме для Ридли Скотта. Этот фильм также примечателен тем, что это воссоединение команды сценаристов Бена Аффлека и Мэтта Дэймона.
Они представили историю, рассказанную в трех частях — по одной с точки зрения каждого из главных героев фильма. Эта пара также умно привлекла Николь Холофсенер для образа Маргариты де Карруж, третьего акта, который блестяще разрушает иллюзии, созданные двумя предыдущими частями.
В то время как трехактный подход к повествованию в фильме привел к удивительному финалу, враждующие взгляды Жана де Карружа, Жака ле Гриса и Маргариты де Карруж порой сбивают с толку повествование истории. Хотя рассказ Маргариты о том, что с ней произошло в фильме, безусловно, является правдой, есть аспекты соперничества Де Карружа с Ле Гри и обращением Маргариты, которые требуют дополнительной конкретизации. Тем более, что они также связаны с реальной историей «Последней дуэли».
Премьера фильма «Последняя дуэль» в России состоится 28 октяря 2021 года. Продолжительность фильма составит 152 минуты, а возростной рейтинг 18+.
Почему земля, которую занял Ле Гри, была важна для Де Карружа?
В первом акте «Последней дуэли» Жан де Карруж расстроен из-за того, что уступил землю Ле Гри по очень рыцарским причинам, но оказывается, что это далеко от истины. На самом деле произошла битва желаний, обычаев и законности, которая подготовила почву для соперничества между де Карруж и Ле Гри.
Жан де Карруж считал, что земля — поместье Ону-ле-Фокон — по праву принадлежала ему, поскольку отец Маргариты Роберт де Тибувиль пообещал включить ее в приданое де Карружа. Поскольку в то время женщины, по сути, считались собственностью, приносящей наследников, приданое было подарком в виде дополнительного богатства или земли, призванного сделать потенциальную невесту более желанной. Как вдовец без наследника, неспособный выплатить долги, персонаж Мэтта Дэймона уже рискнул умалить свое имя, женившись на дочери опального человека, и хотел большей «выгоды» из этого соглашения.
Однако эта земля была конфискована графом Пьером вместо уплаты непогашенных долгов де Тибувилля и подарена Жаку ле Гри до того, как де Карруж женился, таким образом, устраняя любые претензии, которые мог иметь де Карруж к ней. Поскольку Жана де Карружа изображают человеком с очень строгим внутренним кодексом чести, этот шаг его раздражал, несмотря на то, что технически он не был незаконным.
Де Карруж видит вещи в черно-белом цвете, и мысль о том, что Жак ле Грис извлек выгоду из чего-то, что было этически неправильным в глазах де Карружа, вбила клин между ним и персонажем Адама Драйвера, что привело к первому серьезному расколу их дружбы. Конечно, де Карруж также показан вспыльчивым и сломленным после того, как чума унесла половину его слуг и посевов, поэтому его притязания на честь и права могут также просто скрывать тот факт, что финансово разоренный, он чувствовал себя униженным и был в отчаянии.
Почему Суд не поверил рассказу Маргариты
Одна из самых удивительных сцен в «Последней дуэли» произошла, когда суд не поверил рассказу Маргариты де Карруж о ее изнасиловании. Однако это далеко не невероятно, учитывая взгляды на женщин в то время. Как ясно показывает фильм, само изнасилование рассматривается как имущественное преступление против Жана де Карружа, а не как ужасный акт, совершенный по отношению к самой Маргарите. Психическое состояние Маргариты, видимые страдания, просто не вызывали беспокойства у суда, если только они не влияли напрямую на Жана де Карружа. Как было показано ранее в фильме со сценой между Ле Гри и другой женщиной, согласие женщины вряд ли было тем, что мужчины считали необходимым учитывать в то время.
Еще одна серьезная проблема для Маргариты в фильме Ридли Скотта заключалась в том, что она забеременела после изнасилования Ле Гри — хотя фильм дает понять, что она могла забеременеть в результате аналогичного обращения со стороны ее собственного мужа вскоре после этого. В XIV веке преобладала вера в то, что женщины должны получать удовольствие от секса, чтобы забеременеть, и по средневековой логике, если Маргарита наслаждалась своим сексом с ле Гри, это не могло быть изнасилованием. Это прецедент такого образа мышления, показанный в древнегреческой теории (модель репродукции Галена), согласно которой оба партнера должны получать удовольствие от секса, чтобы зачать ребенка.
Почему тело Ле Гри раздели догола и повесили
Ле Гри был не только убит де Карружом на дуэли, но и его труп впоследствии раздели догола, потащили на лошадях через городскую площадь и повесили вверх ногами на всеобщее обозрение. Ни Ридли Скотт, ни сценарий не придавали этому особого контекста, и это казалось бессмысленной сценой. Однако это событие на самом деле произошло после смерти настоящего Жака ле Гри, и это была преднамеренная попытка еще больше запятнать имя и репутацию Ле Гри.
Поскольку в средневековую эпоху не было разделения церкви и государства, этот акт связан с верой под названием «iudicium Dei» — суд Божий. В то время считалось, что в любом судебном процессе или испытании для определения вины Бог защитит невиновных от вреда, поэтому любой, кто выиграл бы дуэль между Жаном де Карружем и Жаком ле Гри, был бы признан невиновным.
Ле Гри проиграл дуэль, а это значит, что Бог увидел его вину и не смог защитить его. В глазах суда и зрителей Ле Гри мгновенно превратился в обычного преступника. Хотя Ридли Скотт всегда создает запоминающиеся смерти, обращение с телом Ле Гри после дуэли, в данном случае, должно было отразить его новый статус преступника и опозорить этого человека и его имя.
Почему Маргариту могли сжечь на костре
Конечно, сомнительная система правосудия «Последней дуэли» оказывается еще хуже, когда в центре внимания находится Маргарита де Карруж. Подобно тому, как Ле Гри был признан виновным в связи с его смертью, победа Жака Ле Гри была бы воспринята как доказательство для всех присутствующих, что дело против него было ложным. Поскольку Маргарита де Карруж была тем, кто выдвинул обвинение против Ле Гри, это показало бы, что она лгунья согласно, опять же, средневековому верованию iudicium Dei, таким образом, она была бы наказана за лжесвидетельство.
Хотя наказания за лжесвидетельство во Франции XIV века не всегда были такими суровыми, как сожжение заживо, такая возможная учесть Маргариты, было еще одним признаком того, чтто ценность мужчин оценивалась как гораздо более высокая, чем ценность женщин в ту эпоху. И жестокая казнь касалась как наказания женщины за нанесение ущерба репутации мужчины, так и за ложь. Даже если бы ее не приговорили к сожжению на костре, жизнь Маргариты де Карруж так или иначе была бы кончена, если бы ее муж проиграл дуэль.
Что означает последний крупный план лица Маргариты
Режиссер Ридли Скотт заканчивает «Последнюю дуэль» на мирной сцене, в которой Маргарита наблюдает за своим растущим сыном. Камера фокусируется на лице Маргариты до того, как экран потемнеет, и хотя сцена может быть открыта для интерпретации, то, что она делает, а что не показывает, безусловно, примечательно, учитывая акцент фильма на перспективе.
Ключом к сюжету является местонахождение Маргариты — она находится в поле, на заднем плане — замок — и заметное отсутствие Жана де Карружа. Таким образом, эта сцена дает Маргарите момент отдыха от угнетающих ролей, которые политика, социальные нормы и мужчины играли в ее жизни до этого момента. Эта идея подчеркивается следующими титрами, из которых видно, что Жан де Карруж погиб в бою через несколько лет после дуэли и что Маргарита больше не выходила замуж.
Настоящий смысл Последней Дуэли
Соавтор сценария фильма Мэтта Дэймона и Бена Аффлека «Последняя дуэль» Николь Холофсенер сказала: «… на самом деле это очень феминистский фильм. Мы сразу же привлекли некоторые группы #MeToo и группу Джины Дэвис, чтобы они дали нам совет».
Фильм действительно выделяется среди других средневековых эпосов тем, что имеет свежую перспективу, которая использует свою историю, чтобы пролить свет на проблемы изнасилования и женоненавистничества. Это происходит в первую очередь из-за своей уникальной структуры с тремя частями, которая сохраняет историю Маргариты де Карруж напоследок.
Хотя исторические записи содержат много информации как о Жане де Карруже, так и о Жаке ле Гри, история Маргариты гораздо менее конкретизирована, что еще больше усиливает представление о женщинах как о второстепенных персонажах, в то время. Последняя дуэль наконец, дает Маргарите голос, который рисует очень резкую и точную картину мужчин в ее жизни. Это также придает нюанс ее истории, которая, в отличие от многих других фильмов средневековой эпохи, дает точный и наводящий на размышления отчет о том, как обращались с женщинами в то время.