Падение в глубины безумия на фоне разрушающегося города и массового восстания, которое вызывает это неудовлетворительное состояние общества. Хоакин Феникс и его оскароносное творение в гнетущей психологической драме.
Продюсер и режиссер Тодд Филлипс до сих пор уделял основное внимание комедиям, из которых он наиболее известен трилогией «Мальчишник в Вегасе».
Вероятно, мало кто мог подумать шесть лет назад, когда третий «Мальчишник в Вегасе» выходил в кинотеатрах, что его создатели Тодд Филлипс и Крейг Мэйзин встретятся через пару лет в совершенно иных проектах, в сравнении с их ранними работами. Крейг Мэйзин создал «Чернобыль», а Тодд Филлипс — «Джокер» — мрачную и реалистичную психологическую драму, которая выиграла «Золотого льва» на престижном Венецианском фестивале.
С персонажем комиксов – Джокером, все оказалось сложнее. Изначально режиссер хотел снять психологический фильм об испорченном обществе на бюджет в 55 миллионов долларов.
Джокер из комиксов, хотя и является первоначальным источником персонажа нового фильма, не попадает во вселенную DC. В студии «Уорнер Бразерс» после всех критических замечаний, решили сделать ставку на более смелую стратегию и показать фильм далеко от адаптаций комиксов, выпустив фильм с рейтингом R.
Никаких цифровых трюков и сцен боевиков, только грязные городские реалии, уличное насилие и психологический спуск ко дну безумия. И все же связь с миром DC сохраняется. Сценаристы Тодд Филлипс и Скотт Сильвер были вдохновлены «Бэтменом» Алана Мура 1988 года, в котором рассказывалось о происхождении Джокера и его неудачной попытке стать комиком.
Но источников вдохновения для Джокера было больше. Макияж Джокера и маска клоуна близки истории американского серийного убийцы Джона Уэйна Гейси, который развлекал детей как клоун. Он также был вдохновлен Стивеном Кингом в написании персонажа-убийцы клоуна в «Оно».
Через грязные улицы Готэма, кульминацией которых является безумие Джокера, Тодд Филлипс отдает дань уважения фильмам Мартина Скорсезе, снятым в конце 1970-х и начале 1980-х годов.В большинстве из них в главной роли Роберт Де Ниро. С «Такистом» у «Джокера» сходство в том, как удручающая и негостеприимная атмосфера города усугубляет психическое состояние главного героя, а также политический мотив миллиардера-филантропа Томаса Уэйна.
Фильм «Король комедии», того же Скорсезе, связан с тем, как недооцененный комик изо всех сил старается проникнуть в шоу-бизнес. В то время его играл Роберт Де Ниро, который в новом фильме известный телеведущий и звезда телешоу, которого убивает комик без таланта — Джокер.
Мартин Скорсезе участвовал в постановке «Джокера», что в том числе понятно из-за того, что психология главного героя во многом заимствована у главных героев его фильмов.
Джокер напоминает не комикс, а скорее авторское видение того, что могло бы произойти, если бы создатели отказались от всех костылей в виде экстраординарных способностей супергероев и фантастических технологий, которые помогают им в боях с противниками.
В «Джокере» главный герой — противник самого себя, и мы наблюдаем его постепенный психологический срыв на фоне разрушающегося города. Готэм-сити в начале восьмидесятых, когда разворачивается сюжет, напоминает очень подавленное место для жизни. В результате забастовки мусорщиков, на улице горами лежит мусор, и крысы едят его со всем его содержимым. Готэм показан в этом духе как вонючий, мрачный и загадочный город, в котором социальные беды все больше разделяют различные слои населения.
Разрыв между богатыми и бедными, несостоятельность социальной системы, безразличие к судьбе других, чувство безнадежности и несправедливости, взяточная полиция и судебная система. Все это создает в городе возрождение радикального протестного движения, лицом которого становится маска клоуна. У него не было первоначального намерения стать предводителем движения, но в одной из последних сцен он понял, что оно дало ему возможность отомстить за все его страдания, которые он испытал. «Джокер» показывает, как возникает зло, из каких корней оно растет и какие социальные проблемы способствуют его росту.
Чувство неуверенности в сочетании с обнаружением информации, касающейся его личности и причин его расстройства, приводит его в путешествие, из которого он больше не возвращается в свое первоначальное более или менее контролируемое состояние. Оружие, предоставленное ему его коллегой для защиты после нападения на Артура, запускает цепь событий, которые перерастают в протесты и грабежи в городе. Он хочет собственного удовлетворения и в конце концов осознает это. Через жанр комедии, в котором он хотел добиться успеха, но потерпел неудачу.
Персонаж Джокера в этом хаосе приобретает гораздо более сложный характер, чем это было с предыдущими актерами серии DC. У Джокера Хоакина Феникса есть все, что академики ценят в полном воплощении в персонажа. А может быть даже что-то большее. Актер похудел на 24 килограмма ради своей роли, и его внешность показывает все признаки плохого физического и психического состояния Артура.
Жирные волосы, пожелтевшие зубы, грязные ногти. Его извилистые, нервные движения тела, интонация голоса, гримасы на лице и навязчивый смех, который приобретает несколько оттенков, показывают нам, что у нас есть человек, который обеспокоен и тяжело травмирован. Хоакин Феникс бесспорно сыграл лучшую роль в году, что дает ему большие шансы на получение статуэтки «Оскара».