Эмоции связанные с премьерой фильма «Скайуокер. Восход» и завершением саги «Звездные войны» медленно стихают. И кажется, что настало время для сбалансированного и критического взгляда на все три части, сделанные Диснеем. Можно ли сравнивать их с фильмами Джорджа Лукаса? Какая трилогия самая лучшая?
«Пробуждение силы», «Последние джедаи» и «Скайуокер. Восход». Эти три фильма будут обсуждаться в течение многих лет в среде поклонников «Звездных войн». Использовал ли Дисней потенциал саги Джорджа Лукаса? Или, возможно, вместо создания разумной истории, слишком много внимания уделялось маркетинговому и торговому потенциалу этого бренда? Не говоря уже о самом важном вопросе, который мучил зрителей перед премьерой седьмого эпизода: Каким будет окончание истории Люка, Хана и Леи?
На эти вопросы нет однозначного ответа, потому что вопрос, по крайней мере, в некоторой степени субъективен. Это зависит от уровня и характера наших ожиданий перед новой трилогией, а также от вкусов и знаний предыдущих фильмов. Давайте возьмем к примеру нарушение канонов и правил мира «Звездные войны». Райан Джонсон, создатель восьмого эпизода, вызвал бурную негативную реакцию у людей, прекрасно знакомых с Расширенной вселенной Звуздных войн. Есть много подобных переменных, которые в то же время не означают, что трилогия Диснея не может быть подвергнута критическому анализу и сравнению на основе объективных предпосылок.
Основная проблема трилогии
Самой большой проблемой «Пробуждения силы», «Последних джедаев» и «Скайуокер». Восход» является то, что они не связаны одной развитой историей.
Среди поклонников звездной саги после премьеры финальной части трилогии очень часто стал появляться аргумент, что Дисней должен был последовать за современным телевидением и нанять шоураннера. Кто-то, кто будет контролировать историю, тон повествования от начала до конца и иметь решающий голос над предложениями, которые делают сценаристы, актеры и режиссеры. В некотором смысле это было бы повторением ситуации, которая произошла на съемках «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая». У Джорджа Лукаса был решающий голос. И этого не хватало для создания новой трилогии.
Теоретически можно привести аргумент, что ничего подобного не произошло, потому что «Звездные войны» теперь являются брендом, принадлежащим крупной корпорации. И боссы не хотят, чтобы один человек имел такую огромную власть над фильмами. Дело в том, что Дисней использовал подобный метод для создания кинематографической вселенной Marvel, доверив роль «босса всех боссов» Кевину Файги. Он справился со своей работой намного лучше, чем Кэтлин Кеннеди, которая занималась Звездными войнами.
Мы не знаем, какие отношения у Джей Джей Абрамса с Райаном Джонсоном, но в их фильмах чувствовалась война против друг друга. «Пробуждение Силы» наметило фантастический путь, по которому пойдет трилогия, а «Последний Джедаи» выбросили все эти идеи в мусорную корзину. Вместо этого, сюжет фильма Джонсона был направлен на то, чтобы отвергнуть прошлое и положить конец разделению на джедаев и ситхов… но только до уничтожения меча Энакина Скайуокера. Затем они снова вернулись к предыдущим идеям, а в «Скайуокере. Восход» выбрали другой путь, возвращаясь к антагонисту из предыдущих частей. Невозможно составить хорошую трилогию, если на этом пути смешаны шесть разных концепций, противоречащих друг другу в трех фильмах.
Это не означает, что предыдущие трилогии «Звездных войн» идеально связаны друг с другом. Понятно, что во время эпизода IV большая часть мира еще не была готова. Были также разные взгляды на развитие отношений между Лейей, Люком и Ханом. Никто не мог знать о тайне, скрытой Дартом Вейдером. Тем не менее, это не способствует значительному ухудшению первого впечатления от фильма, потому что «Новая Надежда» только открывает дверь в далекую галактику. Мы следуем за героем, делающим его первые шаги в большом мире, поэтому нам легче понять весь сюжет.
Некоторые изменения были также внесены во время создания приквелов (среди прочего, благодаря Сэмюэлю Л. Джексону, который оказал значительное влияние на характер и некоторые аспекты его персонажа), но здесь также были определены наиболее важные моменты всей истории. Никто внезапно не пришел к идее сделать Дарта Мола главным противником в «Мести ситхов», который между двумя фильмами убивает Палпатина и провозглашает себя Повелителем Галактики. Подобный уровень мышления о прогрессе истории можно найти, к сожалению, в трилогии Диснея.
Сравните моменты, когда Люк узнает, что он сын Вейдера, и момент, когда Рей осознает, что она внучка Императора. Сцена из «Империи наносит ответный удар» упоминается как один из величайших поворотов в истории, и само признание оказало огромное влияние на сюжет «Возвращение джедая». Информация об отношениях главной героини с Палпатином в равной степени шокирует, но она не оставляет на ней почти никаких эмоциональных следов, существенно не меняет ход истории (поскольку Рей все равно будет сражаться с Последним Орденом), и сама сцена сразу выпадает из памяти.
Новая трилогия не выстроила интересную историю и не справилась с созданием мира.
У Дисней было почти патологическое отсутствие какого-либо интереса к деталям и созданию интересного мира. Что именно мы знаем о состоянии галактики после этих фильмов? Существует Новая Республика, но ее влияние на трилогию практически отсутствует. На руинах Империи появился Первый Орден, а Палпатин в это время строил свой собственный флот. Как это было достигнуто, откуда взялись средства, какие планетарные системы присоединились к силам Сноука и почему Палпатин не объединил свои силы с Первым Орденом? Мы не получаем ответов ни на один из этих вопросов. Также путаница может быть вызвана состоянием Движения Сопротивления и Генерала Леи Органы.
Все это не бесполезные вопросы. Даже «Новая надежда» позволила себе деликатно обрисовать более широкий мир (Войны клонов, Сенат, Джабба Хатт), который позже использовался в последующих фильмах. Таким образом, вся история приобретает реализм, и следующие элементы головоломки больше соответствуют друг другу. Появление Джаббы и Императора в «Возвращении джедаев» без какого-либо упоминания об их существовании было бы фатальным решением. И это именно то, что Палпатин сделал в «Скайуокере. Восход» (и в «Мести ситхов» с Генералом Гривусом, хотя в целом из всех трех трилогий именно приквелы расширили представленный мир больше всего).
Упомянутое оружие Анакина Скайуокера является символом еще одной проблемы последних частей саги. Каждый из трех фильмов содержит детали, важные для истории, существование которых никогда не было объяснено. Неизвестно, как Маз Каната нашла меч Скайуокера, который позже был уничтожен на борту Превосходства (корабль Сноука), чтобы в следующем фильме снова оказаться почти в неповрежденном состоянии. Это мелочи, но они имеют свои значения. Огромное накопление необъяснимых элементов показывает, как все нити, соединяющие историю, расходятся по швам.
Трилогия Диснея фактически существует только за счет прошлых историй и героев
У оригинальной трилогии и приквелов были свои проблемы. Ландо в «Империи наносит ответный удар» появляется совершенно неожиданно, эвоки побеждают элитное подразделение Империи, которое, в конце концов, не имеет никакого смысла, отношения между Оби-Ваном и Энакином начинают развиваться только в «Мести ситхов» и так далее. У Джорджа Лукаса, однако, было видение, и хотя он споткнулся в нескольких местах, он осознал это в обоих случаях. У Диснея не было ничего, кроме желания заработать деньги на бренде, который он купил.
Вот почему Рей на самом деле не меняется в течение трех фильмов, идея персонажа Финна меняется каждые несколько десятков минут, и По не соответствует доработанному сюжету на протяжении всей трилогии. И что еще хуже, судьба которая постигла героев оригинальной трилогии, измученные странными идеями режиссеров, использовалась как точка отправления для новых героев или банального как фан-сервис. Состав героев трилогии Диснея имел огромный потенциал от Кайло Рена до BB-8. Но этот потенциал был потрачено впустую и похоронен режиссерами.
«Пробуждение силы», «Последние джедаи» и «Скайуокер. Восход» — худшая трилогия в истории звездной саги.
Вся история вращается только вокруг героев, а представленный мир еще меньше, чем в в четвертом эпизоде. Дисней также потратил впустую сильные стороны своих новых и старых героев. Из всей трилогии только «Пробуждение силы» — это грамотно снятый фильм, но трудно восхищаться работой, которая не имеет ни грамма оригинальности. Кстати, Спин-офф «Изгой-один. Звёздные войны: Истории» выглядят по сравнению с основной трилогией как действительно хороший фильм.
Какая трилогия Звездных войн является тогда лучшей? Нет сомнений, что «Империя наносит ответный удар» — лучшая часть всего. Но делает ли это автоматически оригинальную трилогию более совершенной, чем другие? Многие люди испытывают сильную ностальгию по «Возвращению джедая», но, объективно говоря, этот фильм страдает от ненужных побочных тем и смещения Хана и Леи на второй план. В свою очередь, «Атака клонов» может быть названа худшим фильмом саги до появления эры Диснея. Тем не менее, зрители часто выражали свою ненависть к Джа Джа Бинксу и романтическим элементам второго эпизода.
Поэтому, самый очевидный ответ с объективной точки зрения — «лучшая оригинальная трилогия и худшие продолжения». Фильм «Империя наносит ответный удар» почти идеален, «Месть ситхов» — лучший из приквелов (и один из трех лучших фильмов всей саги), а финал последней трилогии «Скайуокер. Восход» — это позор для Дисней.